У человека есть пять органов чувств, с помочью которых он воспринимает окружающий мир, и слух среди них на равноправном месте. Он предупреждает о возможной опасности, когда источник таковой невиден, слух делает общение полноценным, давая возможность человеку обеспечить разборчивою речь. Поэтому даже постепенная возрастная потеря слуха больно воспринимается людьми.
Лишившись радости общения и привычных развлечений - музыки, кино, театра, радио, из-за снижения слуха, человек иногда замыкается в себе, а для многих профессий – актера, журналиста, руководителя бизнеса, такая потеря может означать окончание карьеры.
К тугоухости (снижению слуха) приводят многие факторы:
увеличение среднего возраста продолжительности жизни,
ухудшение экологии,
повышение интенсивности шума на производстве и дома,
недостаточное внимание к своему слуху.
Согласно статистике в России, людей с серьезным нарушением восприятия звуков насчитывается более 13 миллионов (только зарегистрированных), а миллион среди них - это дети и подростки - молодые люди, которые только начинают полноценно жить. Первоначальная задача специалистов работающих в сурдоцентрах - не дать детям, подростам или уже взрослым людям перейти в категорию глухих людей.
Особенно важно выявлять проблему на ранних стадиях, уже у новорожденных и детей первого года жизни. Такая ранняя диагностика слуха и своевременное слухопротезирование, дает возможность ребенку развивать речь как можно раньше и ничем не отличатся от своих сверстников. В недалеком будущем дети, которые родились глухими или рано потеряли слух, смогут обучаться в обычной школе и даже ВУЗах. Программы аудиологического скрининга новорожденных (ранняя диагностика потери слуха) внедряются и в России.
В этом разделе сайта содержится информация о строении органов слуха, основных причинах, а также признаках тугоухости. Здесь Вы узнаете, почему люди начинают плохо слышать, о современных методах исследования слуха, а также как и чем помочь близкому человеку, страдающему от этой проблемы.
Наружное ухо
Наружное ухо - это то ухо, которое мы привыкли считать ухом. То есть это ушная раковина вместе с наружным слуховым проходом до барабанной перепонки. Сам слуховой проход неправильной изогнутой формы, предназначен для прохождения звука. Его длина составляет приблизительно 2,5-3 сантиметра, в диаметре - около восьми миллиметров. Слуховой проход покрыт волосами и содержит железы, которые, выделяют ушную серу для подержания влаги в проходе. Проход также обеспечивает стабильную температуру и влажность перепонки.
Среднее ухо
Среднее ухо – это барабанная полость, находящаяся после перепонки и заполненная воздухом. Оно соединяется с носоглоткой через евстахиевою трубу (узкий хрящевой канал, который обычно закрыт). При глотательных движениях происходит открытее евстахиевой трубы, а с ним и поступление воздуха в барабанную полость, это дает возможность выравнивания давления с обеих сторон барабанной перепонки, для ее функционально-оптимальной подвижности. В барабанной полости также скрывается «музыкальный» аппарат уха - три маленьких слуховых косточек: стремечко, наковальня и молоточек. Звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку, с которой срослась ручка молоточка, а последний в свою очередь передает колебания к наковальне. Дальше по длинной ножке наковальни звук проникает к стремечку и внутреннему уху. Таким образом, звук усиливается в 20 раз.
Внутреннее ухо
Строение внутреннего уха очень сложное, но к слуху прямое отношение имеет только передний отдел перепончатого лабиринта, или улитка (названа так из-за того что своей спиральной формой напоминает домик улитки). Сама улитка делится на три канала, которые наполнены лимфой. Лимфатическая жидкость, которая содержится в среднем канале, отличается своим составом от жидкости в других. Кортиев орган, функционально отвечающий за слух, также находится в среднем канале. Он содержит приблизительно около 30 000 волосковых клеток, функция которых заключается в:
улавливание колебаний жидкости в канале, вызванных движением стремени,
генерации электрических импульсов,
передаче импульсов по слуховому нерву в кору головного мозга к зоне, которая отвечает за слух.
Каждая волосковая клетка чувствительна только к определенной звуковой частоте. Клетки, которые расположены в верхней части улитки улавливают низкие частоты и наоборот, клеток чье месторасположение внизу - настроены на высокие частоты. Поэтому, если по каким-либо причинам некоторые волосковые клетки гибнут, то часть звуков соответственных частот человек уже не слышит.
Нервные волокна, которые идут каждый от своей волосковой клетки, формируют проводящие слуховые пути. Они проводит импульсы от улитки к слуховым центрам головного мозга, которые находятся в височных долях обоих полушарий. Интересно, что для прохождения импульса от внешнего уха до слухового центра требуется около 10 миллисекунд.
Звук, который улавливается ухом, последовательно переходит в механические колебание перепонки и передается слуховыми косточками в улитку. Именно там происходит генерация электрического импульса, который по слуховым проводящим путям следует в головной мозг для обработки и анализа.
Слуховой центр мозга и другие узлы проводящих путей синтезируют информацию не только о тембре и громкости звука, но и о других характеристиках звука. Благодаря тому, что правое и левое ухо улавливает звуковые волны в разное время, мы можем определить место нахождения источника звука. К слуховому центру отдельно друг от друга поступает информация с обеих ух, где она обрабатывается и воспринимается как единое целое.
В памяти мозга хранятся так называемые шаблоны звуков, те, что нас окружают - знакомые голоса, любимая и нелюбимая музыка, звуки опасности и другие. Это помогает отличать знакомые звуки от тех, которые мы слышим впервые. Поэтому при нарушениях слуха, мозг может получать более «тихою» или искаженную информацию, что существенно влияет при интерпретации звука.
Проблемы с восприятием звука могут также возникать и при нарушении работы мозга из-за черепно-мозговой травмы, возрастных изменений или другой неврологической патологии со схожими симптомами нарушения слуха. Как пример, неадекватная реакция, шум в ушах, невнимательность, другое толкование услышанного. Для правильного понимания звуков, которые мы слышим, необходима безупречно согласованная работа мозга и слухового анализатора - органов, которые их воспринимают и передают.